На главную

 

23.09.2008

Капремонт оплатим сами? Город прекращает полное финансирование капитального ремонта жилого фонда

Юридические новости Санкт-Петербурга

Версия для печати |

Вступил, в силу закон Санкт-Петербурга о финансировании капремонта. Впервые в законодательной практике города этот закон требует софинансирования со стороны собственников квартир и нежилых помещений. Как скажется новый закон на работах капитального характера, необходимых жилому фонду Петербурга? Сколько нам придется за это платить? Почему капремонт перестал быть бесплатным? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в очередном выпуске приложения "Наши права". Капремонт оплатим сами? Закон, которого опасались Требование об оплате капремонта со стороны собственников жилья содержится в общероссийском законодательстве, в частности - в Жилищном кодексе РФ . Однако в большинстве регионов страны эту норму закона долго игнорировали. Власти опасались, что введение платного капремонта вызовет социальную напряженность, а то и приведет к социальному взрыву. В итоге деньги на капремонт выделялись из горбюджета пропорционально городской собственности на жилой фонд, но средства эти растягивали по максимуму, на доли и квартиросъемщиков, и собственников квартир. В итоге проблема недоремонта только усугублялась. Возможно, так шло бы и дальше. Но правительство РФ приняло меры по вводу практики капремонта в законное русло. Их две - кнут и пряник. С одной стороны, в стране ужесточается финансовая дисциплина. С другой, как пряник, - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ , которые направляются в регионы только в случае исполнения ими требований законодательства. Максимальная сумма для одного региона - 8 миллиардов рублей. Средства, зарезервированные для регионов, не готовых их принять, делятся между остальными. Петербург среди них - на первом месте. Город не может отказаться от удвоения финансирования капремонта с помощью федеральных средств. Потому-то и пришлось поторопиться с утверждением закона об оплате капремонта. Хотя до этого его удачно мариновали в ЗакСе почти четыре года. Кто и сколько будет платить Нормы об оплате капремонта населением в названии нового закона нет. Он именуется бюрократически мягко: "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга" . Его суть: - обязательное условие финансирования со стороны бюджета - долевое участие в оплате капремонта со стороны собственников жилья; - объем долевого финансирования капремонта за счет средств бюджета города и федерального фонда - не менее 50 и не более 95 процентов от общего объема финансирования разрешенных для этого видов работ. От чего будет зависеть конкретный процент участия бюджета в капремонте, пока окончательно не ясно. При этом особо оговорено, что получателями средств выступают не ГУЖА и не подрядные организации, как было раньше, а... сами собственники жилья - если их дома включены в адресную программу капремонта. Но не лично, а через избранные ими управляющие организации. Ими могут быть УК - управляющие компании (в том числе жилкомсервисы), ТСЖ, ЖСК или иные специализированные потребительские кооперативы. Средства из бюджета оформляются как субсидии - чаще всего они безвозвратные. Виды работ, на которые выдаются субсидии, указаны в ст. 165 Жилищного кодекса РФ и в ч. 3 ст. 15 Закона РФ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" . Кроме того, деньги можно тратить на разработку проектной документации для капремонта и ее госэкспертизу. Кто и как будет платить В жилых домах может проводиться выборочный капитальный ремонт отдельных элементов зданий и инфраструктуры, может - комплексный. Это зависит от итогов обследования дома. В силу этого стоимость капремонта в каждом доме будет разной. Да и число собственников квартиры и нежилых помещений разнится, следовательно, нагрузка на каждый семейный бюджет не может быть одинаковой. Порядок выделения и получения субсидий правительству города еще предстоит определить. В законе оговорено, что этот документ должен включать в себя право на рассрочку выплаты доли жильцов. Однако учтите: заставить вас платить никто не вправе. Решения о капремонте и его частичной оплате принимаются на общих собраниях собственников квартир и нежилых помещений - в очной или заочной форме. Не хотите участвовать - значит, капремонта не будет. Город будет осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств. Для этого правительство в ближайшее время обязано утвердить порядок привлечения подрядных организаций. После вступления нового закона в силу потеряли силу прежние нормативные акты, по которым до сих пор финансировался капремонт жилого фонда. Бюджет заплатит не за все Законодательство содержит исчерпывающий перечень работ, которые вправе оплачивать государство за счет субсидий. К ним относятся: - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления; - ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; - ремонт крыш; - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; - утепление и ремонт фасадов. Многое остается неясным В законе, который заставит граждан частично платить за капремонт многоквартирных домов, остается много неясного. Дело в том, что государство давно разработало систему оценки строительных и ремонтных работ и контроля за расходованием средств. Эту систему оно и будет применять при реализации данного закона. Однако если граждане тоже будут участвовать в финансировании капремонта собственных домов, они должны получить право голоса и контроля при решении всех вопросов, с этим делом связанных. Причем на всех стадиях работ - от утверждения проекта до участия в конкурсных комиссиях по определению подрядчика, контроля за качеством ремонта и вплоть до его госприемки. Вторая часть вопросов касается адресного финансирования капремонта каждого дома. Теоретически, в соответствии с Жилищным кодексом , каждый дом должен иметь собственный счет, на котором должны аккумулироваться поступающие от его жителей платежи - в том числе и за счет государства, от неприватизированных квартир. С такого счета легко было бы вести расчеты со всеми подрядчиками. При этом дома с добросовестными плательщиками явно жили бы лучше, чем те, в которых много должников. Однако в Петербурге такая форма сбора средств - несбыточная мечта. Сейчас все деньги жителей поступают в общий городской котел и уже оттуда распределяются в управляющие и обслуживающие организации - типа жилкомсервисов, в каждой из которых - не одна сотня домов. Об индивидуальном учете средств и расходов на каждый дом речи, увы, не идет. Лишь ТСЖ - да и то не все - имеют собственные счета и совершают самостоятельные платежи. Жителям домов с ТСЖ, конечно, легче будет проконтролировать расходование средств на капремонт, выделенных городом и поступивших из их собственных карманов. Но все-таки большинство горожан живут в домах, обслуживаемых жилкомсервисами. Как быть с ними? Вопросы такого рода жилищники и законодатели пытались решить еще на стадии обсуждения законопроекта - однако к общему знаменателю так и не пришли. В итоге их решение отдано на усмотрение городского правительства. Впору кричать караул - 12% жилья Петербурга построено еще до революции и не проходило комплексный капитальный ремонт - это 11 миллионов квадратных метров. - 40% жилого фонда - так называемые хрущевки, запроектированные максимум на 25 лет эксплуатации, и еще 21% - панельные дома с износом 30%, вместе это еще 32 миллиона квадратных метров. - Всего городу нужно отремонтировать 43 миллиона "квадратов" жилья. Мы платили или нет? Многие считают введение платы за капремонт несправедливым на том основании, что ранее мы якобы его уже оплатили. Однако на самом деле это не так. В советское время структура оплаты квартиры состояла из платы за пользование жилым помещением и за коммунальные услуги. Плата за пользование фактически была платой только за техническое обслуживание жилищного фонда. За капремонт с нас деньги тогда не брали, его финансировало государство. Лишь в 1996 году правительство впервые определило структуру платежей за жилые помещения всех форм собственности (постановление N 707 , в настоящее время не действует). Она включала три вида платежей: - за содержание и ремонт; - за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома; - за коммунальные услуги. Однако регионам в исполнении постановления N 707 была дана воля. Семь лет город пользовался этим правом и не включал в платежки графу "капремонт". Однако с апреля 2003-го горожане увидели в своих счетах новый платеж - за капитальный ремонт. Начались протесты горожан, прокуратуры, Уставного суда... В конце концов действия городской администрации были признаны незаконными, т. к. они шли вразрез с существующим бюджетным законодательством. И через три месяца плата за капремонт была отменена. Средства, собранные за капремонт, были возвращены гражданам в форме зачета в счет платы за жилье и коммунальные услуги. О зачете средств горожане были извещены в квитанциях за февраль и (или) март 2004 года. Таким образом, за капремонт мы фактически не платили никогда.

 

Hosted by uCoz